Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




ТЕМА II. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Читайте также:
  1. II. Философия И. Канта
  2. II. Философия Чаадаева.
  3. VI. Философия общественной жизни
  4. VI. Философия русского космизма.
  5. VII. Натурфилософия.
  6. Античная философия
  7. Античная философия
  8. Античная философия
  9. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ.
  10. Б.Спиноза философиясы

 

1.Основные черты философии Древнего Востока.

2.Возникновение индийской философии. Упанишады.

3.Философия йоги.

4.Буддизм.

5.Даосизм.

6.Конфуцианство.

 

1. Важной чертой философии Древнего Востока является акцент на изначальном единстве макро- и микрокосма, природы и человека.

Человек, с одной стороны, представляется как мельчайшая песчинка мироздания. С другой стороны, он вплетен в картину мироздания тысячью невидимых нитей, устанавливающих теснейшее взаимодействие между человеком и Космосом.

Другую черту данной философии составляет ее прочнейшая связь с мифологией. Многообразные философские школы Индии и Китая до предела насыщены необычными, порой невероятными образами, призванными отразить все богатство красок Вселенной.

Не меньшее значение в теоретической мысли Востока имеет натурфилософия (философия природы), поиск истоков мира и человека.

Вместе с тем философские традиции Индии и Китая глубоко своеобразны.

2. Индийская философия формировалась под влиянием двух мощных традиций: пришедших во II тысячелетии до н.э. в страну арийских племен и местных древних цивилизаций.

Основу индийской идеологии составили арийские Веды-гимны, прославляющие богов и содержащие просьбы о земных благах (II тыс. до н.э.).

В начале I тыс. до н.э. происходили усиленные процессы культурной и социальной дифференциации арийских племен, их обособления от местных народов, складывалась система сословий, кастового деления общества.

Происходят серьезные изменения в религиозно-философских взглядах ариев. Если ранее гимны содержали просьбы о вполне земных благах, то позднее (VIII-VI в.в. до н.э.) в так называемых Упанишадах – комментариях к Ведам, происходит активный поиск смысла жизни человека, истоков бытия мира.

Массовым явлением становится религиозное отшельничество. Возникает множество школ, как следующих ведической традиции, так и делающих попытку неортодоксального осмысления сущности человека и мира.

Согласно Упанишадам, в качестве первоосновы бытия (бытие – все, имеющее место быть, т.е. все существующее) выступает универсальный принцип – безличное сущее (брахма), отождествляемое также с духовной сущностью каждого индивида (атман). Различные формы бытия, как и бытие индивида, предстают тождественными универсальной сущности всего мира, проявлениями брахмы.

Неотделимой частью этого учения является концепция круговорота жизни, тесно связанный с нею закон воздаяния (карма). Восходящее к традиционным представлениям древних народов Индии учение о круговороте жизни представляет человеческое бытие как определенную форму бесконечной цепи перерождений. Закон кармы определяет постоянное включение атмана в процесс перерождений, а также будущее рождение и жизнь, как результат всех деяний предшествующих жизней. В этом вечном круговороте жизни Бога как личности не существует, впрочем как не существует и человек, ограниченный пространством и временем.

Выход из цепи перерождений Упанишады видят в следовании человеком своей карме, полном осознании тождества атмана и брахмы. Лишь тогда индивидуальная душа (атман) выходит из-под влияния кармы, возносится над радостью и скорбью, жизнью и смертью, сливается с брахмой. Это и есть путь богов, изложенный в Упанишадах

3. На основе ведической традиции возникает множество школ, в том числе йога. Йога (санскритское: соединение, участие, порядок) выработала целый комплекс достижения высшего духовного состояния. Согласно этому учению, свободная душа связана с физическим телом и так называемым «тонким телом» (ум, интеллект, чувства). Сознание отождествляет себя с умом. С помощью йоги можно добиться освобождения внутреннего Я человека от зависимости со стороны ума.

Йога определяет несколько состояний ума и соответствующих им уровней духовной жизни:

а) рассеянное состояние, при котором ум блуждает от одного объекта к другому;

б) притупленное состояние ума, например во сне;

в) относительно успокоенное состояние ума;

г) сосредоточение ума на одном объекте – предмете размышления;

д) прекращение какой-либо деятельности ума.

Первые три состояния несовместимы с йогой, два последних открывают путь к ней.

Существует целая система просветления и очищения ума (восемь последовательных ступеней постижения йоги): а) обуздание желаний; б) этическая культура; в) выработка устойчивого равновесного положения (асана); г) регулирование дыхания (пранаяма); д) изоляция чувств; е) развитие внимания; ж) размышления; з) достижение сосредоточенности.

Последовательное постижение этих ступеней, согласно йоге, ведет к такому состоянию, когда ум полностью входит в объект, принимает его форму и познает этот объект во всей его полноте. Вместе с тем возможно достижение так называемого нулевого экстаза, когда останавливается деятельность ума и психических процессов, когда уже ничего не познается и не мыслится.

4. В VI в. до н.э. в Индии возникает религиозно-философское учение буддизм. Он разработан принцем Сиддхартой Гаутамой (впоследствии получил имя Будды, т.е. пробужденного, просветленного). В основу этого учения положены четыре истины:

а) страдания правят миром;

б) страдания порождаются самой жизнью с ее ненасытной жаждой бытия, страстями и желаниями;

в) выход из страданий – в погружении в нирвану (отрешении от всего, достижении внутренней гармонии).

г) существует путь приближения к нирване, познания истины.

Будда указал путь выхода из круговорота перерождений, слияния с Абсолютом. (Абсолют – духовное первоначало всего существующего) через постижение восьми ступеней:

- праведная вера (верить Будде, что жизнь есть страдание);

- праведная решимость (твердо следовать выбранному пути, ограничивать страсти);

- праведная речь (слова должны быть обдуманы, правдивы и доброжелательны);

- правдивые дела ( следует избегать недобродетельных поступков);

- праведная жизнь (следует вести достойную жизнь, не принося вреда всему живому);

- праведная мысль (в мыслях необходимо придерживаться доброго и отгонять все злое);

- праведные помыслы (следует уяснить, что все зло – от нашей плоти);

- праведное созерцание (следует терпеливо постоянно учиться умению созерцания, сосредоточения, направленных на познание истины).

В противовес целому ряду других учений, обещающих спасение лишь избранному кругу посвященных, Будда провозгласил тезис о возможности спасения, достижения нирваны не только людьми, но и всеми живыми существами. Такая религиозно-социальная открытость буддизма и определила в будущем его широкое распространение и становление в качестве мировой религии, наряду с христианством и исламом.

5. Не меньшим многообразием отличается и религиозно-философская мысль Древнего Китая, в которой выделяются такие основные направления, как даосизм и конфуцианство. Они берут начало от мифологических и натурфилософских представлений о мире и человеке, от мудрецов глубокой древности, что отражено в трактате «Дао дэ цзин» (VI – III в.в. до н.э.).

Центральное место в учении даосизма занимает понятие Дао-универсального принципа устройства мира, всеобщей первосубстанции, единого Пути развития всех вещей и явлений. Дао порождает два начала: Ян и Инь (Свет и Тьму, Небо и Землю, положительное и отрицательное). От соединения и взаимопереплетения Ян и Инь происходит вся «тьма вещей», происходит сам человек.

Во взаимодействии этих начал, Неба и Земли человек занимает особое место – как бы посредника между ними. Вместе с Небом и Землей человек образует Триаду. Такое срединное положение человека определяет его «срединный путь» – путь трансформатора энергии Неба и Земли. Только следуя этому Пути -–Дао, человек, в котором уже заложены противоположные начала, может воплотить в себе единство всего мира, стать микрокосмосом, универсальной моделью Вселенной, неразрывно связанной со всем Космосом тысячью невидимых нитей. Только тогда человек выполняет свое великое предназначение, достигает состояния единства с Дао, чем благотворно влияет на развитие мира.

6. На воззрение древних мудрецов опирается и конфуцианство. «Передаю, но не творю», - выражал свое кредо создатель этого учения Конфуций, выступая посредником между прошлым и будущим. Развивая идею «срединного пути» он выдвигает идеал «благородного мужа», следующего воле Неба. Главным качеством благородного мужа является «жэнь» - гуманность, милосердие. Важное место в конфуцианстве занимает понятие этикета – Ли, следуя которому человек и приобретает необходимые качества «благородного мужа», находит свое место в обществе.

Понятие семьи в конфуцианстве тесно связано с понятием государства. Оно предстает огромной семьей, в которой главную роль играют принципы уважения сыновей к родителям, младших к старшим.

Правитель такого государства должен воплощать в себе черты «благородного мужа», быть честным, правдивым, добрым и сострадательным.

Такое внимание конфуцианства к моральным, социальным качествам человека во многом и определило на целые тысячелетия популярность конфуцианства в общественной жизни Китая. Следование конфуцианстским нормам и по сей день является мерой образованности, учености в этой стране.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
ТЕМА I. ПРЕДМЕТ И СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ | ТЕМА III. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Дата добавления: 2014-03-11; просмотров: 545; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.