Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Достижения советской музыкальной культуры 30-х годов ХХ века. Расцвет советской массовой песни

Читайте также:
  1. III. Социальные, экономические и культурные права человека.
  2. Авторитет учителя физической культуры
  3. Активизация деятельности учащихся на уроке физической культуры
  4. Алгоритм описания внутригодовой (помесячной) динамики заболеваемости
  5. Алгоритм описания многолетней динамики заболеваемости (распределение годовых показателей заболеваемости)
  6. Анализ продуктов деятельности обследуемого человека.
  7. Анатомия и визуализация. Возможности современной медицины в изучении анатомии живого человека.
  8. Антропологические аспекты культуры
  9. Безопасность нации и информационная безопасность: уроки советской истории и современности
  10. Бюрократическая революция. Изменения в области культуры и быта.

30-годы ознаменовались творческой зрелостью советской литературы, расцветом подлинно многонациональной культуры. Среди литературных произведений тех лет: «Педагогическая поема» А.Макаренка, «Тимур и его команда» А.Гайдара – посвященные теме воспитаний нового человека, «Поднятая целина» М.Шолохова, «Бруски» Ф.Панферова (тема деревни, коллективизация), «Как закалялась сталь» Н.Островского, «Я – сын трудового народа» В.Катаева – тема героизма советских людей в годы гражданской войны.

1. Начиная с 1933 года стали периодически проводиться всесоюзные конкурсы пианистов, скрипачей, дирижеров, способствовавшие выдвидению одаренной молодежи. Наряду с мастерами старшего поколения выступали в концертах молодые талантливые исполнители: пианисты – Э.Гилельс, Я.Флиер; скрипачи – Д.Ойстрах, М.Козолупова; дирижеры – Е.Мравинский, К.Иванов, Н.Рахлин.

2. Небывалый размах приобрела музыкально-просветительская деятельность радио и филармоний: по радио начали проводиться музыкально-образовательные передачи.

3. Расширилась деятельность музыкантов-фольклористов – собирание, запись, изучение и издание сборников народного творчества, связанная с именами А.Затаевича, А.Листопадова, К.Квитки, В.Беляева, Н.Миронова и др.

4. В программы коллективов и солистов музыкальной самодеятельности стали включаться классические произведения, народные песни, произведения советских композиторов.

Значительными достижениями реалистического творчества 30-х гг. были кантаты и оратории героико-патриотического содержания: кантата С.Прокофьева «Александр Невский», симфония-кантата Ю.Шапорина «На поле Куликовом», оратория М.Коваля «Емельян Пугачев». В них композиторы воспели величие исторического прошлого Руси.

Начиная с середины 30-х годов появляются первые русские советские оперы,вошедшие в репертуар наших театров. Ведущее место, как и в литературе, заняла тема гражданской войны ( «Тихий Дон» И.Дзержинского, «В бурю» Т.Хренникова, «Семен Котко» С.Прокофьева). Осваивались в советской опере того времени также темы и сюжеты из русской и мировой литературной классики: «Леди Макбет Мценского уезда» Д.Шостаковича, «Гроза» В.Трамбицкого, «Кола Брюньон» Д.Кабалевского.

Самое выдающееся произведение сов. реалистического искусства того времени – балет «Ромео и Джульетта» С.Прокофьева.

Продолжал свое развитие и жанр непрограммной, углубленно-психологической симфонии. Так, 5-я симфония Д.Шостаковича (1937) представляет собой инструментальную драму, в которой композитор воплотил идею становления человеческой личности. 21-я симфония Н.Мясковского проникнута задушевным лиризмом и интонациями русской песенности. Со второй половины 30-х годов бурно расцветает самобытный талант А.Хачатуряна. Его Фортепианный и Скрипичный концерты представляют органичное сочетание классических традиций с глубоко почвенной народно-национальной основой.

1936 год ознаменовался установлением замечательной традиции проведения в Москве концертно-театральных декад национального искусства. Видное место на декадах украинского и грузинского искусства заняла хоровая музыка (Украинская академическая капелла «Думка», этнографические хоры Восточной и Западной Грузии). Украина показала произведения национальной оперной классики: «Наталка Полтавка» Н.Лысенко, «Запорожец за Дунаем» С.Гулак-Артемовского.

Советская музыка распространяется в эти годы и за пределы нашей Родины. В 1937 году на Всемирной выставке в Париже с большим успехом прошли выступления Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии под упр.А.Александрова.

Появление нового вида искусства – звукового кино – оказало колоссальное воздействие на массовую песню. Замечательную музыку к ряду кинофильмам создали в те годы Д.Шостакович и братья Дм.и Дан.Покрасс, Т.Хренников, Н.Крюков. Но самым популярным композитором в области кино в те годы был безусловно И.Дунаевский.

Творческое наследие Дунаевского разнообразно Им написано свыше 100 песен различных жанров, музыка к 28 кинофильмам и тридцати театральным постановкам, 12 оперетт, две кантаты, два балета, множество танцевальных пьес для эстрадного оркестра. Лучшие его произведения составляют ценный вклад в советскую музыкальную культуру. Среди песен Дунаевского – лирические и шуточные, дорожные, пионерские. Но наибольшую популярность композитор завоевал своими бодрыми, жизнеутверждающими молодежными песнями в ритме марша. Их объединяет ряд общих стилевых особенностей: светлый и жизнерадостный тон звучания, упругий ритм марша, передающий быстрый, уверенный шаг, динамическая устремленность, широта мелодического развертывания, контрастность музыкальных образов. «Марш веселых ребят» - родоначальник всех маршевых молодежных песен композитора. Веселая, задорная «Молодежная» из кинофильма «Волга-Волга» написана в характере бойкой речитативной скороговорки. Отличается стремительным, подчеркнуто моторным ритмом.

Одной из ведущих тем в песенном тв-ве Дунаевского 30-х годов является прославление любимой Родины, трудовых подвигов и патриотических чувств советских людей. «Песня о Родине» (слова В.Лебедева-Кумача) воссоздает величавый облик родной земли с ее бескрайними просторами. «Марш энтузиастов» (сл. А.д’Актиля) – гимн труду.

В музыкальной литературе тех лет среди песен-воспоминаний о гражданской войне и ее героях большую известность получили «Песня о Каховке» М.Дунаевского, драматическая баллада «Орленок» В.Белого, «Коноармейская» братьев Покрасс. «Песня о Щорсе» М.Блантера – представляет собой сценку с сюжетным развитием.

Много походных песен было написано А.Александровым, организатором и руководителем Краснознаменного ансамбля песни и пляски Советской Армии. Среди них – «Эшелонная», «Забайкальская», «Бейте с неба, самолеты». Его «Гимн партии большевиков» явился впоследствии основой «Гимна Советского Союза».

К лучшим песням о Советской Армии относится «Степная кавалерийская» Л.Книппера.

Велики заслуги в области песен о жизни новой советской деревни Владимира Захарова, композиторская и хоровая дирижерская деятельность которого связана с Государственным русским народным хором имени Пятницкого. Среди шуточно-лирических песен наибольшую популярность получили «Вдоль деревни», «Провожание», «И кто его знает». Среди лирико-эпических песен – «Дороженька».

Лирические песни 30-х годов еще не получили такого большого распространения, как, например, маршевые молодежные. Но песня Матвея Блантера «Катюша» популярна и по сей день.

Из вышесказанного можно сделать следующий вывод: именно в 30-е годы произошел важный качественный скачок, в результате которого советская массовая песня вступила в полосу необычайного дотоле расцвета. Эти годы дали советскому искусству таких признанных корифеев песенного жанра, как Дунаевский, Александров, Захаров, Блантер, братья Покрасс.

Развитие советского музыкального искусства в период ВОВ. Достижения советских композиторов, музыкантов исполнителей в послевоенный период (1946-1970 гг.)

Музыкальное искусство военных лет сделалось духовным оружием в освободительной борьбе против фашизма. Одни композиторы в годы ВОВ работали в действующей армии и Военно-Морском Флоте, руководили фронтовыми ансамблями, помогали красноармейской самодеятельности (В.Мурадели, Б.Терентьев, К.Листов). Другие – создавали свои труды в прифронтовых городах и особенно в Ленинграде. В блокадном Ленинграде (1941-1942гг) Б.Асафьевым была написана вторая глава книги «Музыкальная форма как процесс», закончено теоретическое исследование оперы «Евгений Онегин». Д.Шостакович создал свою 7-ю симфонию. Не прекращалась деятельность симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета.

В годы войны было создано много новых музыкальных коллективов и учебных заведений: оперный театр в Новосибирске, Гос. хор русской песни, Гос. хоровое училище, Гос. музыкально-педагогический институт имени Гнесиных.

Большинство композиторов обратилось к духовой музыке: Р.Глиэр, С.Василенко, А.Хачатурян, Н.Раков, В.Мурадели, Н. Иванов-Радкевич.

Значительное место в музыкальном творчестве военных лет заняли кантаты и оратории, поскольку их природа соответствует воплощению монументального образа народа-героя. Были написаны: оратория «Сказание о битве за Русскую землю» Ю.Шапорина, симфония-кантата А.Штогаренко «Украина моя», близкая по жанру к кантате хоровая сюита Д.Кабалевского «Народные мстители».

Был создан целый ряд опер на историческую тематику: «Суворов» С.Василенко, «Дмитрий Донской» В.Крюкова, «Емельян Пугачев» М.Коваля. Написана в первой редакции «Война и мир» С.Прокофьева. Созданы два выдающихся балета военного времени – «Гаянэ» А.Хачатуряна и «Золушка» С.Прокофьева.

Интенсивно развивалось в те годы симфоническое творчество. Среди выдающихся симфоний военных лет – 7-я и 8-я Д.Шостаковича, 2-я А.Хачатуряна, 5-я С.Прокофьева, 24-я Н.Мясковского.

В области инструментальной музыки значительными явились 7-я и 8-я фортепианные сонаты С.Прокофьева, Фортепианное трио и 2-я фортепианная соната Д.Шостаковича, 24 прелюдии для фортепиано Д.Кабалевского.

Большая часть произведений, созданных в годы войны, стали художественными памятниками суровой и грозной эпохи.

С победой нашего народа в ВОВ открылся новый огромный по значению этап в развитии советского музыкального искусства. Новая жизнь выдвинула новые темы. Стали шире жанровые и стилистические рамки советского музыкального творчества. В Постановлении ЦК ВКП(б) от 10 февраля 1948 года были определены задачи развития музыкального искусства. Вместе с тем была допущена излишняя критика творчества ряда высокоталантливых сов. композиторов: Шостаковича, Прокофьева, Хачатуряна, Шебалина, Мясковского (культ личности). В дальнейшем на исправление допущенных ошибок указало Постановление ЦК КПСС от 28 мая 1958 года.

1948 год – 1-й Всесоюзный съезд советских композиторов.

1957 год – 2-й съезд, 1962 год – 3-й съезд, 1968 – 4-й съезд.

В 50-60-е годы вырос интерес наших композиторов к хоровой музыке. Были написаны: «Десять поэм для хора а cappella на слова революционных поэтов» Д.Шостаковича – воплощение одной из тем отечественной истории – первой русской революции; лирические хоры на тексты А.Пушкина («Зимняя дорога», М.Лермонтова «Утес») В.Шебалина.

Современная послевоенная тематика отразилась в 50-х годах и в кантатно-ораториальном жанре: оратория «Песнь о лесах», кантата «Над Родиной нашей солнце сияет» Д.Шостаковича, оратория «На страже мира» С.Прокофьева, «Поэма памяти Сергея Есенина», «Патетическая оратория» на тексты В.Маяковского, цикл «Курские песни», «Весенняя кантата» на стихи Н.Некрасова Г.Свиридова.

Из ораторий, созданных в 60-70-х годах, выделим оратории Э.Бальсиса «Не троньте голубой глобус», «По следам Руставели» О.Тактакишвили.

Среди опер большую популярность получили: «Повесть о настоящем человеке» С.Прокофьева (тема ВОВ), «Семья Тараса» Д.Кабалевского – воплощение мужества и стойкости сов. людей, боровшихся в тылу у гитлеровских оккупантов. Широко вошла в театральный репертуар «Молодая гвардия» Ю.Мейтуса. Значительным событием сов. муз. театра явилось создание двух опер исторически широкого, эпического плана: «Декабристы» Ю.Шапорина, «Война и мир» (2-я ред.) С.Прокофьева. Наибольшие творческие удачи достигнуты в 50-60-е годы были главным образом в операх на исторические сюжеты.

В 70-е годы у композиторов проявился интерес к камерной опере: опера-монодрама Ю.Буцко «Записки сумасшедшего» (по Гоголю), «Нежность» В.Губаренко, «Шинель» (по Гоголю) А.Холминова, опера Р.Щедрина на тему из современной жизни колхозной деревни «Не только любовь».

Были написаны несколько оперетт. Среди них: «Вольный ветер», «Белая акация» И.Дунаевского, «Трембита» Д.Кабалевского, «Москва-Черемушки» Д.Шостаковича.

Несколькими прекрасными произведениями обогатился наш балетный репертуар. В 50-е годы были созданы: «Спартак» А.Хачатуряна, «Семь красавиц», «Тропою грома» К.Караева, «Сказка о каменном цветке» С.Прокофьева, «Конек-горбунок» Р.Щедрина. В 70-х годах большим событием в жизни сов. балета стала постановка «Анны Карениной» Р.Шедрина.

Ни одна область сов. музыки так не обогатилась за послевоенные годы новыми выдающимися сочинениями, как симфоническое творчество!!!

27-я симфонияН.Мясковского – идея преодоления и разрешения личной драмы в торжестве светлых новых сил нашей жизни. 10-я симфония Д.Шостаковича – показан широкий круг явлений: трагические конфликты и жертвы, искания и надежды современного человечества. В 11-й симфонии на темы революционных песен этого же автора показаны трагические события «кровавого воскресенья» 1905 года. Образы лирические, по-юношески свежие и непосредственные, показаны в 7-й симфонии С.Прокофьева. Для детской аудитории выделяется написанная С.Прокофьевым сюита «Зимний костер» на стихи С.Маршака.

В симфонической музыке конца 60-х – 70-х годах преобладает тенденция к синтезированию жанров. 10-я симфония Д.Шостаковича содержит синтез симфонии и кантаты, 14-я – близка симфонизированному вокальному циклу. Характерным стало обращение к жанру камерной симфонии Б.Чайковского, К. Караева, Э. Мирзояна.

В центре внимания композиторов в послевоенное время оказался жанр концерта. Популярными у публики стали концерты Д.Кабалевского, посвященные молодежи, сравнительно несложные. Музыка концертов отмечена поэтической свежестью лирики, светлым колоритом, юношеским задором. Национально-самобытен скрипичный концерт Б.Дварионаса, проникнутый литовской народной мелодикой. Образы героев ВОВ, сынов Армении воссозданы в «Героической балладе» для фортепиано с оркестром А. Бабаджаняна. Известнось завоевывают фортепианные концерты Г.Галынина, О.Тактакишвили, Р.Щедрина, 2-й концерт А.Баланчивадзе.

Новая трактовка цикла, новые драматургические решения проявились в жанре концерта в 60-70-е годы в творчестве А.Шнитке, Б. Тищенко.

В области камерной музыки сов. полифония обогатилась циклом «24 прелюдии и фуги» для фортепиано, написанным Д.Шостаковичем. Широкую известность получили 4-й и 5-й квартеты Д.Шостаковича, фортепианное трио А.Бабаджаняна.

Из-за пристального интереса композиторов к внутреннему миру человека, к более глубокому воплощению индивидуального начала возрос удельный вес камерной вокальной музыки. Если в 50-е годы композиторы создавали свои произведения в основном в песенно-романсном жанре – В.Гаврилин, А.Флярковский, Ю.Шапорин, то 60-70-е годы отмечены появлением камерно-вокальных циклов Д.Шостаковича, Г.Свиридова, Слонимского, Гаврилина, Тищенко.

Широкое развитие в послевоенный период получает музыка для народных инструментов, что связано с деятельностью проф. и самодеятельных оркестров, с подготовкой в высших учебных заведениях баянистов, домристов и т.д. Среди произведений этого рода выделяются пьесы Н.Будашкина, А.Холминова, Н.Чайкина.

Общепризнанными становятся блистательные завоевания сов. исполнительской школы, сов. балета. Гастроли Э.Гилельса, Д.Ойстраха, С.Рихтера превращаются в крупнейшие события концертной жизни за рубежом. Творчеству Д.Шостаковича, С.Прокофьева посвящаются целые музыкальные фестивали.



<== предыдущая страница | следующая страница ==>
 | Тема 8. Життєвий та творчий шлях Д.Д.Шостаковича. Симфонічна творчість копозитора. Симфонії № 5, 7, 11 („1905 год”)

Дата добавления: 2014-03-15; просмотров: 1783; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.